Top.Mail.Ru
Пермские боги: деревянная скульптура в музее Перми

новость от 01.01.2025

Пермские боги: деревянная скульптура в музее Перми

Пермские боги: тайны деревянных скульптур

В глубинах уральских лесов, где Кама несет свои воды к Волге, сокрыта одна из самых удивительных тайн русского искусства. Пермские боги — так называют уникальную коллекцию деревянных святых, которые хранят память о временах, когда языческие верования сплетались с христианством. Путешествуя по Каме с компанией «ВодоходЪ. Пассажирский Порт», туристы могут прикоснуться к этому сакральному наследию, посетив Пермь и увидев собственными глазами деревянных богов.

Что такое пермские боги

Пермская деревянная скульптура XVII—XIX веков — это храмовые скульптуры, созданные местными мастерами из финно-угорских народов. В отличие от традиционных православных икон, эти произведения объемные, вырезанные из цельных кусков дерева и раскрашенные яркими красками.

Особенность пермских скульптур — лица святых повторяют черты местного населения. Христос здесь изображен с азиатскими скулами и раскосыми глазами, как у коми-пермяков или татар. Богородица выглядит как местная крестьянка, а святой Николай — как зырянский охотник.

Исторический факт: Православная церковь с 1722 года запрещала объемные изображения святых, разрешая только «плоские» иконы. Но в Пермском крае традиция сохранялась — местные священники понимали, что новообращенным христианам легче молиться скульптуре, чем иконе.

От языческих идолов к христианским святым

Христианизация Пермского края началась в XIV—XV веках, но проходила медленно и болезненно. Местные народы — коми-пермяки, зыряне, манси — веками поклонялись деревянным идолам, священным деревьям, духам леса и воды.

Епископы Стефан Великопермский и Иона-креститель пытались искоренить язычество, но полностью победить старые верования не удалось. Обе традиции стали мирно сосуществовать, создав удивительный синтез.

Как рождались деревянные святые

Местное население соглашалось посещать православные церкви только при условии, что там найдут место их привычные деревянные боги. Чтобы языческие «болваны» не выглядели слишком архаично, их постепенно «христианизировали» — придавали облик известных святых.

Мастера-резчики не всегда следовали православным канонам. Страдающий Христос по Евангелию должен быть одет в багряницу — хитон кроваво-красного цвета. В пермской традиции его изображали либо обнаженным, либо в синем хитоне, напоминающем коми-пермяцкий шабур.

Христос в темнице — главный образ пермского искусства

Самый распространенный сюжет пермской деревянной скульптуры — «Христос в темнице» или «Сидящий Спаситель». Этот образ показывает Христа в момент ожидания казни, когда римские стражники издевались над ним.

Скульптура изображает сидящего Христа с палкой в руке и терновым венцом на голове. Лицо выражает глубокую скорбь и смирение. Из-под шипов венца словно течет кровь, а на теле видны следы побоев.

Первоначально такие скульптуры стояли открыто в храмах. После церковного указа 1832 года их стали помещать в специальные деревянные темницы или ниши в северной части церкви. Отсюда и название — «Христос в темнице».

Народное почитание деревянных святых

Прихожане относились к пермским богам как к живым существам. Они одевали скульптуры, приносили им еду, верили в способность святых ходить по ночам. Особенно почитали Николая Чудотворца — ему регулярно меняли обувь.

Староста одной часовни объяснял исследователям: «Ведь ись-то (есть) хочет, а дерево не заешь». Жители были уверены, что святой голоден и обходит деревню в поисках пищи, поэтому и стирает обувь до дыр.

Мастера пермской резьбы

Большинство пермских скульптур создавали безвестные мастера, чьи имена не сохранились. Известно лишь несколько имен выдающихся резчиков.

Дмитрий Домнин — мастер из Лысьвы

Дмитрий Титович Домнин (1777—1848) — крепостной из села Верхние Муллы. В середине XVIII века его направили в Лысьву строить заводские цеха. В свободное время Домнин вырезал фигуры святых и жертвовал их в местную церковь.

Его «Саваоф» — один из шедевров пермской скульптуры. Бог-Отец восседает на облаках в сиянии лучистой «славы», держа скипетр и державу. У его ног коленопреклонены два ангела. Домнин изобразил Саваофа не традиционным седым старцем, а молодым мужчиной в расцвете сил.

Никон Кирьянов — создатель ангельского воинства

В деревне Габово работал мастер Никон Кирьянов, мечтавший превратить родную деревню в земной рай. Он создал более пятисот херувимов, которые покрывали стены и купол местной часовни.

Ангелы были одеты в парики и военную форму петровского времени — так мастер понимал небесное воинство. К сожалению, часовня сгорела, уцелели лишь несколько фигур, которые теперь хранятся в музее.

Техника создания деревянных богов

Пермские мастера использовали для работы сосну — она мягче в обработке и лучше сохраняется. Мелкие детали вырезали из липы. Дерево тщательно сушили, часто удаляли сердцевину, чтобы скульптура не трескалась со временем.

Отдельные части — руки, терновые венцы, крылья ангелов — изготавливали отдельно и крепили в специальные гнезда со штифтами. Стыки маскировали клеевым раствором.

Инструменты и роспись

Уже в XVIII веке пермские резчики использовали профессиональные инструменты:

  • Топоры и ножи для грубой обработки;
  • Долота и стамески для тонкой работы;
  • Буравы для сверления отверстий;
  • Струги и дорожники для шлифовки.

Готовую скульптуру покрывали левкасом — меловым грунтом, затем расписывали яичной темперой. Использовали приглушенные цвета, которые подчеркивали объем. Часто добавляли позолоту листовым или «твореным» золотом.

Открытие пермских богов для науки

Пермские боги могли навсегда исчезнуть, если бы не энтузиазм молодого краеведа Николая Серебренникова. В 1922 году он случайно обнаружил в заброшенной часовне пять деревянных фигур, которые поразили его своеобразием.

Экспедиции за деревянными святыми

С 1923 по 1926 год Серебренников организовал шесть экспедиций по северу Пермского края. Вместе с этнографом Александром Сыропятовым они объездили десятки сел и деревень, разыскивая скульптуры в церквях, часовнях, на чердаках и в подвалах.

Передвигались на лошадях по бездорожью, плавали по рекам на лодках. Местное население расставалось с церковными скульптурами неохотно — многие провожали деревянных богов со слезами, как покойников.

В одной деревне жители даже устроили «похороны» — уложили скульптуры в ящики, накрыли холстом и отслужили панихиду. Они были уверены, что чужаки обрекают их заступников на смерть.

Научное признание

За четыре года экспедиций удалось собрать 412 деревянные фигуры. Коллекцию высоко оценили видные деятели культуры. Искусствовед Игорь Грабарь называл ее «единственным собранием памятников древнерусской скульптуры».

Нарком просвещения Анатолий Луначарский писал: «Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур». Благодаря его поддержке в 1928 году вышла книга Серебренникова «Пермская деревянная скульптура» — первое научное исследование этого феномена.

Трудности советского времени

В 1938 году коллекция пермских богов едва не пострадала от идеологических нападок. В газете «Уральский рабочий» появилась разгромная статья «Под маркой музея», где экспозицию обвиняли в «проповеди поповщины».

Автор статьи работал в Свердловском антирелигиозном музее и хотел забрать лучшие пермские скульптуры для своих нужд. Серебренников написал подробную объяснительную записку, защищая научную ценность коллекции.

Экспозицию временно закрыли на «перестройку», добавили антирелигиозные лозунги, но уже в 1939 году она вновь открылась. Образование Пермской области спасло коллекцию от разграбления.

Уникальные шедевры пермской коллекции

Саваоф из Лысьвы — «пермский Зевс»

«Саваоф» работы Дмитрия Домнина — самая впечатляющая скульптура коллекции. Луначарский называл ее «настоящим Зевсом», отмечая, что если не знать материала, можно подумать, что она вырезана из мрамора.

Загадочное распятие из Усолья

Одна из самых таинственных скульптур — «Распятие» XVIII века с явными монголоидными чертами лица Христа. По легенде, оно в 1755 году «приплыло» по Каме к городу Усолье и остановилось у церкви.

Христос без креста из Соликамска

«Распятый Христос без креста» XVII века поражает мастерством исполнения. Анатомия соблюдена безукоризненно — видны напряженные мышцы, выступающие кости, мельчайшие детали вроде складок век.

Где увидеть пермских богов сегодня

Главная коллекция пермской деревянной скульптуры хранится в Пермской художественной галерее, расположенной в здании Спасо-Преображенского собора. Скульптуры размещены на третьем этаже под куполом — это создает особую атмосферу встречи с сакральным искусством.

Часть коллекции можно увидеть в Березниковском историко-художественном музее имени Коновалова. Здесь хранятся 34 скульптуры, найденные в окрестностях города — «Спас в Темнице», фигуры ангелов, святых с характерными азиатскими чертами.

Резной иконостас высотой 22 метра из Пыскорского монастыря украшает зал Пермской галереи. Его создали в 1760–1762 годах пермские мастера в стиле барокко с пышными резными украшениями.

Влияние западных традиций

Пермская деревянная скульптура впитала в себя три мощных культурных потока. Помимо языческих традиций и православия, на пермских мастеров повлияло западноевропейское искусство.

Во время Северной войны в Пермский край ссылали много поляков, литовцев и шведов. Их часто поселяли при монастырях и использовали для церковного строительства. Среди пленных могли быть резчики по дереву, которые познакомили местных мастеров с приемами западного искусства.

Пермской епархией, учрежденной в 1799 году, управляли выпускники Киево-Могилянской академии. Для них деревянные скульптуры в храмах были привычным явлением — на Украине такая традиция существовала веками.

Барочные влияния

Многие пермские скульптуры выполнены в стиле барокко — с пышными складками одежд, динамичными позами, богатым декором. Особенно это заметно в царских вратах XVIII века, где резьба достигает ювелирной тонкости.

«Пыскорский мастер», создавший эти врата, явно был знаком с европейскими образцами. Его работы отличаются изысканностью форм и совершенством техники, не уступая лучшим произведениям столичных мастеров.

Символика и народные поверья

В пермской традиции святые наделялись особыми качествами, которые отличались от официальной церковной трактовки. Николай Чудотворец считался не только покровителем мореплавателей, но и хранителем деревни, который ходит по ночам с дозором.

Христос в народном представлении был не только Спасителем, но и страдальцем, близким простому человеку. Его изображали не в царских одеждах, а в простой крестьянской рубахе, с лицом, в котором каждый мог узнать соседа или родственника.

Заключение

Пермские боги — это больше чем музейные экспонаты. Это живая память о времени, когда разные народы искали общий путь к Богу и находили его в деревянных ликах святых. Путешествуя по Каме с круизной компанией «ВодоходЪ. Пассжирский Порт», можно не только насладиться красотами уральской природы, но и прикоснуться к этому удивительному культурному феномену. Пермь хранит сокровища, равных которым нет нигде в мире — деревянных богов, где слились воедино народная вера, высокое мастерство и вечная человеческая потребность в красоте.

Купить билет
 pic1